Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

География » Проблемы Северного Ледовитого океана » Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

Страница 5

По прогнозам разведки, только внутри 200-мильной зоны России, в северных морях, содержится 130 миллиардов тонн углеводородов. На шельфах Баренцева, Печорского и Карского морей пробурено полсотни разведочных скважин. Открыто 10 месторождений. В том числе супергиганты: Штокмановское (3,2 триллиона кубометров газа), Ленинградское и Русановское (9 триллионов кубометров газа), Приразломное (100 миллионов тонн нефти). Это не считая промышленных скоплений : золота, олова, алмазов и платиноидов.

Не меньшей золотоностью обладают шельфы «нерусских» северных морей. На шельфе Норвегии, например, добывается 150 миллионов тонн нефти и 60 миллиардов кубометров газа.

Запасы углеводородного сырья за пределами 200-мильной зоны российского шельфа оцениваются минимум в 5 миллиардов тонн. Вглубь хребта Ломоносова еще никто не бурил. Все собранные данные – косвенные. Запасы могут оказаться и меньше, и больше 5 миллиардов тонн.

В любом случае интерес конкурентов к хребту Ломоносова и Менделеева огромен. Определяется он как углеводородной составляющей, так и (в еще большей степени) военно-политической стороной использования морских пространств.

Только бурение на глубину 4 – 5 км на протяжении всего хребта могло бы окончательно убедить Комиссию ООН присоединить к России новые океанические пространства. Факт, что это бурение произведено не было и отсутствие проб континентальной коры хребта может стать причиной очередного отклонения российской заявки.

Причина отсутствия проб из глубины хребта Ломоносова проста. У России нет ни одной платформы для бурения на такой глубине. Ни одного судна для глубоководного бурения. И дело не только в деньгах – от 1 миллиарда долларов за платформу. В первую очередь – в отсутствии знаний и навыков их строительства. Технологии глубоководного бурения на сегодняшний день – самое сложное, что есть на Земле.

Если российским ученым действительно удастся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева (Приложение 5), которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением российского континентального шельфа, Россия может получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике.

В том, что Арктика будет поделена в ближайшие годы, теперь мало кто сомневается. При этом, правда, пока остается открытым вопрос, как именно это будет сделано. Не исключено, что в очередной раз все будет зависеть от возможностей государств защищать свои национальные интересы. В прямом смысле слова «защищать».

В Москве считают, что предметно обсуждать возможную делимитацию в центральной части Северного Ледовитого океана можно будет только тогда, когда появятся четкие научные и правовые основания.

На дно Северного Ледовитого океана прямо на Северном полюсе опустились сразу два российских научно-исследовательских аппарата «Мир -1» и «Мир-2». Установив на точке Северного полюса титановый флаг России и собрав первые пробы со дна, на поверхность участники экспедиции вернулись победителями.

После этого госдепартаменте США практически сразу дали понять: Соединенные Штаты не останутся безучастными наблюдателями действий России. Ответ Москвы был предельно сдержанным. Россия намерена решать вопросы принадлежности континентального шельфа только на основе международного права. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров.[13]

Впрочем, не все эксперты уверены в том, что Арктику будут делить исключительно на основе международного права. Аналитики не исключают применения реальной военной силы при разделе северных кладовых. Причем выводы экспертов уже начали своими заявлениями и действиями подтверждать политики. Канада, к примеру, объявила о планах строительства сразу двух военных баз в Заполярье. В бухте Резолют-бэй будет открыт учебный центр на 100 человек. А на острове Баффинова Земля канадцы построят глубоководный порт. Более того, стало известно, что Канада построит от шести до восьми новых сторожевых кораблей арктического класса.

Правда, на первых порах канадцы своей военной арктической группировкой намерены защищать лишь права на так называемый Северо-Западный проход. Однако ни США, ни Евросоюз не согласны с тем, что канадский суверенитет распространяется на этот район Арктики.

На планы Канады по расширению своего военного присутствия в Арктике у США есть свой ответ. Сейчас, помимо «Хили», у американцев есть два других подобных судна – «Северное море» и «Северная звезда». В ближайшие годы Вашингтон намерен построить еще как минимум два полярных ледокола. Все они будут входить в отряд судов береговой охраны США.

Россия уже сейчас обладает самым большим ледокольным флотом в мире: восемь судов. А к 2010 году скорее всего будет построено еще шесть кораблей такого же класса.[14]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше о географии:

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Волго-Вятский район
Влияние международных отношений на политическую карту мира политический карта экономический районирование Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды — климат, почвы, полезные ...

Аграрно-промышленный комплекс
Агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в регионе. На территории области различают четыре сельскохозяйственные зоны: степную, южную лесостепную, северную лесостепную и северную. В распоряжении землепользователей находится около 7 млн. га плодородной земли, из них более 4 млн. га пр ...

Структура современного рынка железной руды
Международный рынок железной руды можно географически разделить на два крупных сегмента - Атлантический и Тихоокеанский. Более подробное деление включает пять элементов: Западная Европа, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка, ближневосточные страны и Латинская Америка. Последние ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru