Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Проблемы выживания СЭЗ в России

География » Свободные экономические зоны » Проблемы выживания СЭЗ в России

Страница 1

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Одной из основных проблем "выживания" СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну "сиюминутную" привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них.

Анализ отечественных программ создания и развития СЭЗ показывает, что в них закладывается соотношение "собственные - зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные финансовые обязательства, так и иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что приведёт к хроническому недофинансированию программ развития.

Следует подчеркнуть также, что иностранные капиталы "перетекают" в СЭЗ не для "поднятия" экономики России, а ради получения сверхприбылей. При этом, чем более стабильна и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма прибыли, являющаяся привлекательной для инвестора. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать и в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. В связи с этим возрастает опасность проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт если не к полному срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.

Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Характерна и проблема отечественной "оффшорной" зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.

Страницы: 1 2 3

Больше о географии:

О дефиниции и классификации видов международной миграции населения
Почти все участники человеческого общества пребывают в целенаправленном непрерывном движении в течение большей части жизни – люди рождаются, умирают, женятся, получают образование, работают, путешествуют, переезжают… и этот список можно продолжать достаточно долго. В целом же все виды движений чел ...

Западно-африканские Царства
В западной Африке появился ряд черных царств, в основе экономики которых было управление торговыми маршрутами через Сахару. Золото, орехи кола и рабы посылались на север в обмен на ткань, посуду и соль. ...

Технологии переработки рыбы
По мере увеличения судовых габаритов, а также в связи с расширением масштабов глубоководного рыболовства в водах мирового океана большое развитие получает и переработка рыбы на борту рыболовных судов. Поскольку полезная площадь на борту судов ограничена в большей степени, чем на расположенных в пр ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru