Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Мифологическая картина мира

Примерно в IV—III тыс. до н. э., то есть в эпоху языковой п культурной общности финно-угорских народов Урала, у них постепенно начинает складываться система мифологических представлений. Испытавшая впоследствии религиозно-культурное влияние соседних племен и народов и оформившаяся в определенные локальные варианты, финно-угорская мифология сохранила в своей основе известное единство.

Гак. согласно мифологическим представлениям финно-угров, сотворение земли было произведено богом-демиургом, символом которого являлся лебедь (коми называли его Ен, марийцы — Кугу-Юмо, удмурты -Инмар. угры — Корс-Торум пли Пуми-Торум). Земля была создана из первичного подводного ила с помощью другой водоплавающем птицы (утки, гагары) или младшего брата в облике этой птицы (Омоль у коми, марийский и удмуртский Керемет, угорский Куль-Отыр). Изначальная двойственность мира выражалась в том, что бог-демиург создал все полезное, а его помощник-антипод — все вредное.

Как и у большинства других пародов, финно-угорский мифологический мир был разделен на три уровня: верхний (Небо с Полярной звездой в центре), срединный (земля, окруженная водой) и нижний (загробный мир холода и мрака). Мировой осью и одновременно универсальной моде лью этого мира являлись дерево или гора (у обских угров -река).

Каждому уровню соответствовали определенные божества: верхнему — демиург, громовиик и т. д.; среднему — женские божества, выступавшие супругами или дочерьми высших богов, и их дети; нижнему — божества мрака и смерти. Па земле обитали также божества — покровители промыслов п духи — хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.).

Особое место в мифопо:>тической традиции финно-угров занимали родоначальники и культурные герои. 'Гак. по одной из версий, бот коми-пермяков Ен сотворил из глины мужчину, я его братан тп под Омоль — женщину. Ей взял ее в жены, и от этого брака родились Вой-пель (бог северного ветра, повелевавший также громом и молнией, впоследствии — покровитель охотников и воинов) и его сестра Иома (иногда в мифах она фигурирует как злая лесная колдунья ).

Ен отправил своих детей на землю, где они породили настоящих людей — народ йосу (так коми-пермяки называли себя еще в XI—XII вв.). Сохранились также предания о родственных связях коми с загадочным северным народом чудью.

В угорских мифах инициатива творения человека приписывается богине земли и покровительнице женщин Кал-тащ. По другой версии, Нуми-Торум сначала создал из лиственничных бревен великанов-менквов, затем — мохнатых людей, которых уничтожил, и лишь после этого появились настоящие люди, сплетенные из тальника и обмазанные глиной. Согласно одному из мансийских мифов, первоначально землю населяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, наслал на них огненный потоп. Искупавшись в его водах, сам он помолодел и стал отцом семи сыновей, которых послал па землю. Особая роль при этом отводилась младшему из них — Мир-суснэ-хуму, ставшему покровителем человеческого рода и посредником между людьми и богами.

Среди этногенетических сюжетов мифологии коми следует отметить рассказ о братьях-родоначальниках Остьясе и Ошъясе, а также предания о первом кузнеце Кудым-оше и герое-богатыре Пере.

Пережитки тотемизма в мифологических представлениях финно-угров Урала прослеживаются в отношении к медведю, который рассматривался ими в качестве одного из родоначальников.

Из домусульмаиских мифологических представлений тюркоязычных народов Урала до нас дошли лишь некоторые образы низшей мифологии: бичура, шурале, убыр, духи — хозяева жилища (ой-ияее, абзор-ияее, йорт-ияее), дух — хозяин воды (су иясе) и т. д.

Больше о географии:

Основные особенности карт
При всем поразительном разнообразии существующих карт большинству из них присущи некоторые общие черты. Даже контурные карты, максимально разгруженные для того, чтобы учащиеся могли наносить на них дополнительную информацию по своему выбору, обычно имеют градусную сетку координат, масштаб и элемен ...

История заселения острова Пасхи
Это один из самых изолированных островов в мире. Но 1200 лет назад двойные каноэ, заполненные моряками из далёкой страны, высадились на его берегах. На протяжении веков изоляции, которые последовали, здесь образовалось своеобразное общество. Рапа-Нуи впервые из европейцев обнаружил голландский кап ...

Культура
Почти вся культура Африки опирается на семейство, род и этническую группу. Искусство, музыка и устная литература служат, чтобы укрепить существующие религиозные и социальные образцы. Ориентированная на Запад Африканская традиционная культура, под влиянием Европейской культуры и Христианства, снача ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru