Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Мифологическая картина мира

Примерно в IV—III тыс. до н. э., то есть в эпоху языковой п культурной общности финно-угорских народов Урала, у них постепенно начинает складываться система мифологических представлений. Испытавшая впоследствии религиозно-культурное влияние соседних племен и народов и оформившаяся в определенные локальные варианты, финно-угорская мифология сохранила в своей основе известное единство.

Гак. согласно мифологическим представлениям финно-угров, сотворение земли было произведено богом-демиургом, символом которого являлся лебедь (коми называли его Ен, марийцы — Кугу-Юмо, удмурты -Инмар. угры — Корс-Торум пли Пуми-Торум). Земля была создана из первичного подводного ила с помощью другой водоплавающем птицы (утки, гагары) или младшего брата в облике этой птицы (Омоль у коми, марийский и удмуртский Керемет, угорский Куль-Отыр). Изначальная двойственность мира выражалась в том, что бог-демиург создал все полезное, а его помощник-антипод — все вредное.

Как и у большинства других пародов, финно-угорский мифологический мир был разделен на три уровня: верхний (Небо с Полярной звездой в центре), срединный (земля, окруженная водой) и нижний (загробный мир холода и мрака). Мировой осью и одновременно универсальной моде лью этого мира являлись дерево или гора (у обских угров -река).

Каждому уровню соответствовали определенные божества: верхнему — демиург, громовиик и т. д.; среднему — женские божества, выступавшие супругами или дочерьми высших богов, и их дети; нижнему — божества мрака и смерти. Па земле обитали также божества — покровители промыслов п духи — хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.).

Особое место в мифопо:>тической традиции финно-угров занимали родоначальники и культурные герои. 'Гак. по одной из версий, бот коми-пермяков Ен сотворил из глины мужчину, я его братан тп под Омоль — женщину. Ей взял ее в жены, и от этого брака родились Вой-пель (бог северного ветра, повелевавший также громом и молнией, впоследствии — покровитель охотников и воинов) и его сестра Иома (иногда в мифах она фигурирует как злая лесная колдунья ).

Ен отправил своих детей на землю, где они породили настоящих людей — народ йосу (так коми-пермяки называли себя еще в XI—XII вв.). Сохранились также предания о родственных связях коми с загадочным северным народом чудью.

В угорских мифах инициатива творения человека приписывается богине земли и покровительнице женщин Кал-тащ. По другой версии, Нуми-Торум сначала создал из лиственничных бревен великанов-менквов, затем — мохнатых людей, которых уничтожил, и лишь после этого появились настоящие люди, сплетенные из тальника и обмазанные глиной. Согласно одному из мансийских мифов, первоначально землю населяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, наслал на них огненный потоп. Искупавшись в его водах, сам он помолодел и стал отцом семи сыновей, которых послал па землю. Особая роль при этом отводилась младшему из них — Мир-суснэ-хуму, ставшему покровителем человеческого рода и посредником между людьми и богами.

Среди этногенетических сюжетов мифологии коми следует отметить рассказ о братьях-родоначальниках Остьясе и Ошъясе, а также предания о первом кузнеце Кудым-оше и герое-богатыре Пере.

Пережитки тотемизма в мифологических представлениях финно-угров Урала прослеживаются в отношении к медведю, который рассматривался ими в качестве одного из родоначальников.

Из домусульмаиских мифологических представлений тюркоязычных народов Урала до нас дошли лишь некоторые образы низшей мифологии: бичура, шурале, убыр, духи — хозяева жилища (ой-ияее, абзор-ияее, йорт-ияее), дух — хозяин воды (су иясе) и т. д.

Больше о географии:

Политическое развитие
Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту ...

Авестийская география как исторический источник
Определить сведения географического характера как истоки географического знания, его предысторию имеет смысл лишь с того момента, когда географические знание достигло определённой степени зрелости, когда оно осознанно стало применяться обществом для достижения конкретных практических целей. Истоки ...

Характеристика экономико-географического положения
Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне реки Волги. Территория области представляет собой холмистую равнину с небольшими возвышенностями (Тархов Холм – наиболее высокая из них –294 м над уровнем моря) и обилием низин, примыкающих к Волге и ее притокам, а та ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru