Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Сравнительно ограниченные возможности самовоспроизводства биоресурсов Мирового океана вынуждают искать новые подходы, которые обеспечивали бы поступление рыбной продукции на мировой рынок. Главный из них – развитие аквакультуры. Сущность аквакультуры (от лат. aqua – вода и cultura – возделывание, уход) заключается в разведении и выращивании в контролируемых человеком условиях рыб, моллюсков, ракообразных, иглокожих, водорослей, представляющих для него экономический, а иногда и эстетический (искусственный жемчуг, аквариумные рыбы) интерес. Иными словами, речь идет о целесообразном искусственном воспроизводстве рыбы и других морепродуктов при помощи их перенесения, акклиматизации, создания подводных «ферм» и «плантаций». Иногда аквакультуру трактуют как отрасль экономики, занимающую промежуточное положение между присваивающим хозяйством (собирательство, охота) и агропроизводством. Аквакультурой как сложной хозяйственной областью занимается комплекс биологических, экономических и инженерных наук.
Различают три основных типа аквакультуры: экстенсивный, при котором водные организмы содержат при низкой плотности и питании естественными кормами, полуинтенсивный, при котором обеспечивается более высокая плотность содержания с подкормкой и применением удобрений, и интенсивный – с наивысшей плотностью и исключительно искусственными кормами. Подсчитано, что при самом интенсивном хозяйствовании аквакультура в состоянии дать выход продукции на уровне 200–250 т/га, что намного превосходит соответствующие показатели в животноводстве.
Рис. 3. Доля аквакультуры в производстве рыбы, моллюсков и ракообразных, %
Аквакультура стала быстро развиваться во второй половине XX в. Если в 1975 г. ее мировая продукция составляла 5 млн т, то к 2005 г. она возрасла до 45 млн т, или в 9 раз. В конце 90-х гг. аквакультура обеспечивала 1/4 производства всех морепродуктов (рис. 102); по стоимости же ее доля еще больше. Примерно 1/2 всей продукции аквакультуры (по массе) составляет рыба, 1/4 – водоросли, 1/5 – моллюски, а остальное приходится на ракообразных. География распространения аквакультуры очень широка: считается, что в той или иной мере ею занимаются в 140 странах. Но при этом исключительно велика доля Азии (88 %), тогда как доля Европы составляет всего 6–7 %, Северной и Центральной Америки – 2–3 %, а остальных регионов – и того меньше. Азия же занимает первое место по всем основным видам аквакультуры – по разведению рыбы, моллюсков, ракообразных и в особенности водорослей. Неудивительно, что именно в Азии находится большинство из первой десятки стран по объемам продукции аквакультуры – Китай (по данным на середину 1990-х гг. – 10 млн т), Япония (1,5 млн), Республика Корея (1 млн), Филиппины, Таиланд, КНДР, Вьетнам. Кроме них, в эту десятку входят также США (400 тыс. т), Франция (250 тыс. т) и Испания.
В структурном плане аквакультуру можно подразделить на пресноводную и морскую.
Пресноводная аквакультура (рыборазведение) занимается увеличением и улучшением рыбных запасов в естественных и искусственных водоемах. В середине 1990-х гг. уже более половины всего улова пресноводных рыб составляли рыбы, выращенные при помощи аквакультуры. Число их видов достигает нескольких десятков, но наибольшее значение имеет разведение карпов, речных угрей и лососевых. (Разводить карпов в прудовых хозяйствах китайцы начали еще в V в. до н. э. До начала нашей эры их начали разводить и римляне. В России карповые хозяйства появились в XII–XIII вв., сначала при монастырях, а затем и на помещичьих, и на государственных землях.)
Уже в середине 1990-х гг. разведение пресноводных рыб в мире достигло уровня в 8–9 млн т, причем более 9/10 из этого количества приходилось на страны Азии.
Морская аквакультура (марикультура) – это товарное выращивание морских или солонова-товодных организмов на естественных или искусственных кормах в отгороженных заливах или специальных садках. В отличие от пресноводной аквакультуры разведение рыбы в марикультуре имеет подчиненное значение (некоторое исключение составляет рыба-желтохвост в Китае и Японии). Основные же объемы марикультуры – водоросли, моллюски и креветки.
Наибольшее развитие марикультура получила также в странах Азии – в прибрежных акваториях тропических и субтропических морей Тихого и в меньшей степени Индийского океанов, которые отличаются наибольшей продуктивностью и разнообразием видов. Первое место среди них по большинству показателей занимает Китай. На втором месте– Япония, где площадь прибрежного мелководья (до 20 м) составляет 30 тыс. км2, причем под аквакультуру используют уже около половины этой площади. В Японии занимаются выращиванием и устриц, и жемчуга, и морской рыбы, и водорослей. В здешних крупных и хорошо организованных хозяйствах применяют передовые технологии. Примерно по такому же пути пошло развитие марикультуры в Республике Корея. Хотя в остальных странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии преобладают мелкие хозяйства, основанные на старых традиционных методах, их вклад в продукцию марикультуры также значителен.
Больше о географии:
Другие виды транспорта
Водный транспорт.
Благодаря водным путям по Иртышу, Оби и их притокам, область осуществляет транспортное сообщение с Алтайским краем, Восточным Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской, Тюменской и Томской областями, приносящим немалый экономический эффект. Важнейшая водная магистраль - Иртыш, кот ...
Специализация Северо-Кавказского комплекса.
Удельный вес Северо-Кавказского макрорегиона в общей численности ее населения составляет 12%, т. е. больше, чем Волго-Вятский и Центрально-Черноземный, вместе взятые. До недавнего времени он давал свыше 7% промышленной продукции России. Он является крупным производителем топлива, металла, продукци ...
Железнодорожный транспорт
Западно-Сибирская железная дорога, организована в 1961 году в результате объединения Томской и Омской ж. д. Управление находится в г. Новосибирске. Пролегает в основном по территории Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Граничит с Восточно-Сибирской ж. д. (станци ...