Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Конкретного определения нет. Это все поселения, не отвечающие критериям городских поселений, установленным в данной стране. К сельским населенным пунктам относятся: поселки, села, станицы, аулы, кишлаки, хутора, фермы, деревни. Общее число поселений подсчитать сложно, ориентировочно это 12-24 млн. В сельской местности проживает около половины всего населения Земли.
Сельские населенные пункты различаются между собой по ряду признаков:
I. По людности
(величина населенного пункта по количеству жителей):
1) мелконаселенные,
2) средненаселенные,
3) крупнонаселенные.
В Беларуси преобладают мелконаселенные (80% сельских населенных пунктов имеет численность до 200 жителей). Показатель людности в Беларуси возрастает с севера на юг. В РБ насчитывается около 24,7 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает 28,5% всего населения страны. Самые большие размеры сельских населенных пунктов – в южной части Беларуси (Полесье).
II. По функциям
в народном хозяйстве:
1) сельскохозяйственные,
2) несельскохозяйственные,
3) смешанные.
1. Главное занятие людей – сельское хозяйство и частичная переработка с/х продукции. К этому типу относится основная часть сельских населенных пунктов Земли (в развитых странах – от 30% до 70%, в развивающихся – до 100%). Связь сельского населения с землей как с местом работы требует максимальной сближенности с жильем. В таких условиях затрачивается меньше времени на преодоление расстояния от дома до места работы, вывоз продукции с полей и т.д., следовательно, мелконаселенное расселение в наибольшей степени отвечает особенностям с/х производства (кстати, корова на пути домой вечером теряет на каждом километре 1 литр молока).
2. Несельскохозяйственные населенные пункты – это поселения, где люди, в основном, заняты не сельским хозяйством. В них размещаются мелкие предприятия народного хозяйства, которые ориентируются на сырьевой и трудовой факторы (горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство, охотничье-промысловое, обслуживание транспортных путей):
а) рабочие поселки,
б) курортные поселки (поселки при санаториях и домах отдыха),
в) служебные поселения (при насосных станциях, различных объектах научного назначения, охранных зонах, заповедниках).
3. К смешанным относятся:
1) аграрно-индустриальные;
2) поселения, выполняющие функции местных административных и культурно-бытовых центров;
3) пригородные (с большим количеством маятниковых мигрантов – дачные поселки).
III. По топографическому положению
(топоположение – положение на местности, по отношению к отдельным элементам рельефа, речной сети и т.д).:
1) приречные или припойменные (наиболее древние, т.к. реки издавна служили путями сообщения, а в их долинах находятся наиболее пригодные для использования в с/х земли);
2) водораздельные (наиболее распространены в лесной зоне, т.к. водоразделы менее заболочены);
3) овражно-балочные (в лесостепной и степной зонах);
4) долинные и горно-долинные, террасные (в горных районах).
IV.По генезису
(происхождению).
Села – на Руси назывались княжеские загородные имения (где «садились» или «селились» князья), позже становились крупными населенными пунктами с лавкой, церковью; хутора – одиночные жилища крестьян; погосты – небольшие поселения с церковью (часовней) и кладбищем; деревни – поселения крестьян без помещичьих домов, лавок, церквей и т.д.
Больше о географии:
Пустыня - территория жизни
Какое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово “пустыня”. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя – здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня. И действительно, если просуммировать даже те краткие сведения о пустыне, которые уже сообщались, картина получится не ...
Методика преподавания
изучаемой темы в школьном
курсе географии
Даже, проработав несколько лет учителем в школе, трудно оставаться в стороне от чего-то нового, не творить, «вариться в собственном соку». Время заставляет идти в ногу, а иногда даже и экспериментировать. Тем не менее каждый учитель должен знать, что определяет характер современного урока? Но каки ...
Проблемы выживания СЭЗ в России
Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение кот ...