Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Основные проблемы процесса мировой урбанизации

География » Мировая урбанизация и ее влияние на жизнедеятельность человека » Основные проблемы процесса мировой урбанизации

Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания.

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социальной профессиональной структуре, образе жизни и культуре [5].

Можно выделить экономический, экологический, социальный аспекты.

Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект («эффект агломерации») в силу широких возможностей комбинирования и кооперирования, использования сверхконцентрации, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В этой связи промышленность вынуждена «уходить» из крупных городов, ее место занимают другие функции: наука и научноисследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР), финансовоуправленческие и др [5].

Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории (например, в США косвенное воздействие сказывается на 35% территории).

Социальный аспект урбанизации очень многопланов. Он проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов. Пространственный аспект урбанизации связан со всеми предыдущими. «Расползание» агломераций означает распространение городского образа жизни на все большие территории, а это, в свою очередь, ведет к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам («агломерация и окружение»), к оттеснению на дальнюю периферию сельскохозяйственных и реакционных зон [5].

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) — стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако и он не ведет к децентрализации населения, а скорее означает «расползающуюся концентрацию» [5]. Субурбанизация обусловливает и социальное (а в США — расовое) расслоение населения. Из центров переселяется значительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.

Глобализм процесса урбанизации особенно нагляден на примере развивающихся стран. Урбанизация здесь своеобразна, ведет к стремительному росту «псевдогородского населения» (отсюда: «трущобная урбанизация»). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они пополняют население кварталов на периферии крупных городов.

Эксперты ООН подсчитали, что свыше х/з городского населения развивающихся стран живет в трущобах, причем их доля быстро растет (в Боготе оно достигает 60%, в РиодеЖанейро — 40% и т. д.). Качество жизни в этих городах все более определяется «дикими пригородами», а пригороды становятся по размерам подчас больше самих городов.

Больше о географии:

Удмурты
Как уже говорилось, в конце 1 тыс. н. э. из общепермской языковой общности выделяется удмуртский язык. В формировании удмуртского этноса (старое русское название удмуртов – отяки или вотяки, тюрские – ары) принимали участие разные группы населения. Известно несколько археологических культур, отраж ...

Транспорт
Во внутренних перевозках основная роль принадлежит автотранспорту. Общая протяжённость автодорог около 92 тыс. км, в том числе 11 тыс. км с твёрдым, 25,4 тыс. км с гравийным покрытием. Длина железных дорог 9,8 тыс. км; с Севера от Писагуа на Юг до Пуэрто-Монт пролегает железная дорога с большим чи ...

Демографическая ситуация в стране
По численности населения Нидерланды - самая крупная из малых западноевропейских стран. 1-е место в Западной Европе и 3-е в мире по плотности населения: 393 чел./км2, а в отдельных районах - до 850 чел./км2.К концу 2006 года население Нидерландов достигло 16,35 миллиона человек. На общем фоне стран ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.ritele.ru