Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания.
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социальной профессиональной структуре, образе жизни и культуре [5].
Можно выделить экономический, экологический, социальный аспекты.
Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект («эффект агломерации») в силу широких возможностей комбинирования и кооперирования, использования сверхконцентрации, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В этой связи промышленность вынуждена «уходить» из крупных городов, ее место занимают другие функции: наука и научноисследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР), финансовоуправленческие и др [5].
Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории (например, в США косвенное воздействие сказывается на 35% территории).
Социальный аспект урбанизации очень многопланов. Он проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов. Пространственный аспект урбанизации связан со всеми предыдущими. «Расползание» агломераций означает распространение городского образа жизни на все большие территории, а это, в свою очередь, ведет к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам («агломерация и окружение»), к оттеснению на дальнюю периферию сельскохозяйственных и реакционных зон [5].
Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) — стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако и он не ведет к децентрализации населения, а скорее означает «расползающуюся концентрацию» [5]. Субурбанизация обусловливает и социальное (а в США — расовое) расслоение населения. Из центров переселяется значительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.
Глобализм процесса урбанизации особенно нагляден на примере развивающихся стран. Урбанизация здесь своеобразна, ведет к стремительному росту «псевдогородского населения» (отсюда: «трущобная урбанизация»). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они пополняют население кварталов на периферии крупных городов.
Эксперты ООН подсчитали, что свыше х/з городского населения развивающихся стран живет в трущобах, причем их доля быстро растет (в Боготе оно достигает 60%, в РиодеЖанейро — 40% и т. д.). Качество жизни в этих городах все более определяется «дикими пригородами», а пригороды становятся по размерам подчас больше самих городов.
Больше о географии:
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения. Северный Кавказ - один из крупных в стране районов сельск ...
Особенности размещения агропромышленного комплекса
в Пензенской области
Анализ финансово-экономического состояния агропромышленного комплекса Пензенской области (АПК) в целом позволяет сделать заключение о том, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция экономического развития отрасли, сопровождающаяся положительной динамикой роста инвестиционной привлекател ...
Факторы выбора вида экономической зоны
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэро ...