Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

География » География мирового хозяйства » Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Страница 1

Основные направления воздействия НТР на производительные силы. Современная научно-техническая революция существенно отличается от промышленной революции XVIII–XIX вв. по глубине изменений, которые она вносит во все сферы деятельности человека, и возможностям для ускорения и интенсификации производственных процессов.

Научно-техническая революция началась в середине XX в. Это качественно новый этап развития производительных сил, который характеризуется коренными изменениями в материально-технической базе человечества и характере его трудовой деятельности. Влияние научно- технической революции просматривается во всех сферах деятельности человека и во всех странах мира. Она содействует обновлению традиционных производств, создает новые производства и технологии, содействует повышению производительности труда. Электронно-информационная техника открыла широкие возможности в развитии автоматизации производства, компьютеризации всех сфер общественной деятельности. Растет выпуск роботов, станков с программным управлением и другой качественно новой продукции.

Индустриальный тип производства с электромеханическим базисом, расточительным использованием материально-энергетических ресурсов, конвейерной системой организации труда, старыми формами управления заменяется комплексом новых отраслей и производств, который дает принципиально новые предметы потребления, средства производства. Основой таких преобразований явилось создание на базе электронной техники новых технологий, гибких производственных систем, которые быстро реагируют на изменение спроса. Прежняя организация промышленности, которая была основана на массовом производстве, стандартизации и крупных предприятиях, заменяется «гибкой специализацией».

Под влиянием НТР возникла новая обрабатывающая техника, осуществляется широкий переход на ресурсо- и энергосберегающие технологии, повысилась роль нетрадиционных источников энергии, широко используются новые конструкционные материалы, биотехнология. Все это означает новый этап индустриального развития, который получил название постиндустриального.

Развитые страны уже завершили первый этап обновления технического базиса производства, перешли к более сложному этапу, который связан с укоренением электронизации во всех сферах хозяйственной и интеллектуальной деятельности, комплексной автоматизации, распространением информационных технологий.

Новые исследования концентрируются в таких наукоемких и высокотехнологических производствах, как электроника, информатика, космическая техника, оптические волокна, робототехника, телекоммуникации, генная инженерия, биотехнология.

Биотехнология относится к важнейшим направлениям НТР. Она использует микроорганизмы с запрограммированными свойствами, которые созданы методами генной инженерии и имеют широкий диапазон использования. Биотехнология дает возможность выпускать жидкое топливо из сельскохозяйственных отходов и целлюлозосодержащих материалов, выводить сорта растений с новыми генетическими свойствами, высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных, создавать лекарства нового поколения и т. д. В сельском хозяйстве, как и в промышленности, происходят коренные изменения. Эта отрасль насыщается новой техникой, использует новые технологии, новые минеральные удобрения и т. д.

НТР содействует расширению сырьевой базы добывающей промышленности.

Новые способы разведки полезных ископаемых, внедрение современной горнопромышленной техники, новых технологий и комплексного использования минерального сырья повышают эффективность его добычи и использования. Расширилась добыча руд с низким содержанием полезных компонентов благодаря внедрению новых способов их обогащения. Выпускается оборудование для добычи ископаемых со дна моря. Включение в использование новых месторождений полезных ископаемых ведет к изменениям в размещении добывающей промышленности и обрабатывающих производств, связанных с ними. Возрастает роль новых районов освоения (Дальний Запад и Север Канады, Север и Восток России, Аляска, Север и Запад Австралии и др.), где обнаружены крупные запасы нефти, железной руды, бокситов, урана, меди, никеля и других ископаемых.

Научно-технический потенциал и международное разделение труда. По величине и структуре научно-технического потенциала ведущее положение принадлежит США. Япония отстает от США по масштабам исследований и средствам, которые выделяются на эти цели. В Западной Европе научно-технический потенциал распределен по странам. Научно-технический потенциал развивающихся стран слабый. Расходы на научно-исследовательские работы в расчете на душу населения в них в 150 раз ниже, чем в развитых странах. Они остаются резервом трудовых ресурсов для экономических центров Запада. При этом вместе с неквалифицированными рабочими в развитые страны оттягиваются работники средней и высокой квалификации.

Страницы: 1 2

Больше о географии:

Нефтяные ресурсы и их состояние
Основное природное богатство Татарстана - нефть. На территории Татарстана располагается часть Волго-Уральской нефтегазоносной области, в пределах которой находятся месторождения нефти (Ромашкинское, Ново-Елховское, Первомайское, Бондюжское). Всего за период с начала разработки нефти на территории ...

Промышленный потенциал Донецкого региона
Донецк сегодня - это динамично разбивающийся мегаполис, в котором сконцентрированы высокий промышленный и научный потенциалы, рабочие и специалисты высокой квалификации, где имеются развитая инфраструктура и производственная база. Один из крупнейших промышленных городов Украины занимает территорию ...

Культура
Образование. В начальную школу дети идут в возрасте семи лет и учатся в ней три года. Затем следует пять или восемь лет обучения в средней школе (в зависимости от типа школы). Выпускники средних школ могут поступить в специализированные профессионально-технические училища или продолжить обучение в ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru