Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
В основе традиционных верований коренного населения Урала лежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность. Наряду с промысловой и военной магией, фетишизмом и тотемизмом (верой в родство с теми пли иными животными, рыбами и птицами), особое место в нем занимал анимизм. С последним, в свою очередь, были тесно связаны вера в добрых и злых духов и представления о загробном мире. Все это сопровождалось соответствующей культовой практикой. Идолам, наготовленным в зооморфном или антропоморфном виде из камня, дерева, металла и других материалов, приносились жертвы. Отправлением культа занимались шаманы, выступавшие посредниками между людьми с потусторонними силами. Они охраняли и обслуживали идолов, совершали жертвенные ритуалы, вступали во время камланий (шаманство) в контакт с духами, занимались предсказаниями и т. п. Свои обряды и жертвоприношения шаманы совершали в особых священных местах, где располагались специальные святилища.
Наряду с профессиональными служителями культа, которых было сравнительно немного, жреческие функции мог выполнять в домашних условиях любой глава семьи или рода. Кроме того, сакральные (священные) обязанности традиционно возлагались на племенных вождей.
В зависимости от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности, у разных народов преобладали те или иные культы. Так, для тюрко-язычных кочевников-степняков был характерен культ коня. У живших в лесах финно-угров особо почитались медведь (отсюда - клятва перед его лапой или зубом и ритуальный медвежий праздник), лось, бывший символом достатка и благополучия (по случаю добычи первого весеннего лося устраивался лосиный праздник), и другие священные животные и птицы, в связи с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось и в отношении некоторых пород рыб.
Духам леса и воды — покровителям охоты и рыбной ловли — также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
У земледельческих народов Урала (удмуртов, марийцев, коми-пермяков) складывались соответствующие аграрные культы, которые делились на циклы: зимне-весенние (связанные с подготовкой к весенним работам и посевом зерновых) и летне-осенние (связанные с ожиданием урожая и его сбором). Отправление этих культов сопровождалось соответствующими ритуалами и жертвоприношениями.
Больше о географии:
Башкиры
Формирование башкирского этноса (самоназвание — «баджгард», «башкурт») было сложным в связи с большой подвижностью племен степной и лесостепной зоны. По мнению одних ученых, его основу составили древнетюркские племена, которые в течение VIII—IX вв. кочевали в Приаралье и в Казахстане. По мнению др ...
Основные проблемы совместного использования водных
ресурсов.
Специалисты Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) отмечают, что государствам ЦА, не следует соглашаться с тем, чтобы водные ресурсы рассматривались по предложениям Кыргызстана и Таджикистана, как товар. Такие инициативы идут вразрез с нормами международного права, вызовут комме ...
Показателиразвития Республики Башкортостан
за январь-март 2010 года
Промышленность
№п/п
Показатели
Единица измерения
Январь-март 2010 г. в % к соответствующему периоду
2009 г.
Январь-февраль 2010 г. в % к соответствующему периоду 2009 г.
1.
Индекс промышленного производства
%
116,3
116,1
в т.ч. по видам деятельности: ...