Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
В основе традиционных верований коренного населения Урала лежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность. Наряду с промысловой и военной магией, фетишизмом и тотемизмом (верой в родство с теми пли иными животными, рыбами и птицами), особое место в нем занимал анимизм. С последним, в свою очередь, были тесно связаны вера в добрых и злых духов и представления о загробном мире. Все это сопровождалось соответствующей культовой практикой. Идолам, наготовленным в зооморфном или антропоморфном виде из камня, дерева, металла и других материалов, приносились жертвы. Отправлением культа занимались шаманы, выступавшие посредниками между людьми с потусторонними силами. Они охраняли и обслуживали идолов, совершали жертвенные ритуалы, вступали во время камланий (шаманство) в контакт с духами, занимались предсказаниями и т. п. Свои обряды и жертвоприношения шаманы совершали в особых священных местах, где располагались специальные святилища.
Наряду с профессиональными служителями культа, которых было сравнительно немного, жреческие функции мог выполнять в домашних условиях любой глава семьи или рода. Кроме того, сакральные (священные) обязанности традиционно возлагались на племенных вождей.
В зависимости от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности, у разных народов преобладали те или иные культы. Так, для тюрко-язычных кочевников-степняков был характерен культ коня. У живших в лесах финно-угров особо почитались медведь (отсюда - клятва перед его лапой или зубом и ритуальный медвежий праздник), лось, бывший символом достатка и благополучия (по случаю добычи первого весеннего лося устраивался лосиный праздник), и другие священные животные и птицы, в связи с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось и в отношении некоторых пород рыб.
Духам леса и воды — покровителям охоты и рыбной ловли — также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
У земледельческих народов Урала (удмуртов, марийцев, коми-пермяков) складывались соответствующие аграрные культы, которые делились на циклы: зимне-весенние (связанные с подготовкой к весенним работам и посевом зерновых) и летне-осенние (связанные с ожиданием урожая и его сбором). Отправление этих культов сопровождалось соответствующими ритуалами и жертвоприношениями.
Больше о географии:
Почва
Почва
– это верхний плодородный слой литосферы, обладающий рядом свойств, присущих живой и неживой природе.
Образование и существование этого природного тела нельзя представить без живых существ. Поверхностные слои горной породы являются лишь исходным субстратом, из которого под воздействием раст ...
Климат будущего планеты Земля
климат земля метеорологический
Судя по прогнозам учёных и метеорологов из разных стран, можно понять, что будущее человечества выглядит весьма мрачно. В основном все прогнозы основаны на результатах работы сложных компьютерных систем моделирования климата Земли. Изучая тенденции изменения климата ...
Геологическое строение и рельеф
Распределение суши и моря в районе Балтики обусловлено тектоническими и геологическими факторами, и в первую очередь деятельностью ледника. Это нашло отражение и в обоих основных типах побережья, которые мы встречаем на Балтике. Речь идет, во-первых, о плоском скалистом побережье в той части, где ...