Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

География » Устойчивое развитие Дальнего Востока » Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Страница 2

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития (см. Таблицу 1). Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

- сотрудничество только в экономической сфере;

- почти полное отсутствие специального административного аппарата;

- отказ от принуждения, примат добровольности;

- приоритетное внимание к информационному обмену;

- отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности: торговые тарифы; нетарифные меры регулирования взаимной торговли; международные услуги; международные инвестиции; стандартизация товаров и услуг; таможенные процедуры; права интеллектуальной собственности; конкурентная политика; распределение государственных заказов; правила, касающиеся происхождения товара; посредничество в спорах; мобильность бизнесменов; внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО; сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация (см. Таблицу 2). Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995-2000 г. 4,7 %, в то время как в других странах мира – только 3,0 %.

Таблица 2 – Средние ставки таможенных пошлин в некоторых странах АТЭС [29, c. 54]

Страны

1988 г.

1996 г.

Австралия

15,6

6,1

Индонезия

20,3

13,1

Канада

9,1

6,7

Китай

40,3

23,0

Мексика

10,6

12,5

Южная Корея

19,2

7,9

Сингапур

0,4

0

США

6,6

6,4

Таиланд

40,8

17,0

Тайвань

12,6

8,6

Япония

7,2

7,9

В среднем в АТЭС

15,4

9,1

Хотя страны АТЭС сильно пострадали от азиатского финансового кризиса 1997, этот регион демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Так, за 1989-1999 гг. совокупный ВНП стран-членов вырос на 1/3 – на 26 % в развитых странах и на 83 % в развивающихся странах региона. Это существенно выше общемировых показателей (24 % для развитых и 11 % для развивающихся государств).

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 г. и в Манильской программе действий 1996 г.), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 г. для промышленно развитых стран- участниц и к 2020 г. для развивающихся стран. Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации. Поскольку в документах АТЭС нет принципа обязательности, разные страны-члены осуществляют эти меры с различной интенсивностью.

Страницы: 1 2 3

Больше о географии:

Внешняя миграция Республики Беларусь
С обретением независимости в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная ...

Влияние дополнительных требований, обусловленных местом данной карты в составе системы карт
Особенности содержания отдельных карт, входящих в состав системы, требуют варьирования масштабами карт, использования особых, наиболее подходящих видов компоновки изображения, применения проекций, обладающих специфическими свойствами и т. д. При выборе проекций для карт, входящих в систему, приход ...

О дефиниции и классификации видов международной миграции населения
Почти все участники человеческого общества пребывают в целенаправленном непрерывном движении в течение большей части жизни – люди рождаются, умирают, женятся, получают образование, работают, путешествуют, переезжают… и этот список можно продолжать достаточно долго. В целом же все виды движений чел ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru