Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

География » Проблемы Северного Ледовитого океана » Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

Страница 2

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Вторым важнейшим транспортным путем Северного Ледовитого океана является Северо-Западный проход

(Приложение 3) – от англ. Northwest Passage. Это морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Северо-Западный проход соединяет Атлантический и Тихий океаны. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути. Впервые проход был исследован Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг. [8]

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что область арктического морского льда сократилась до минимального уровня за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений, что сделало северо-западный проход судоходным. Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальный воды Канады, что, впрочем, неоднозначно принимается международным сообществом и может затруднить будущее международное судоходство.

Таким образом, с экономической точки зрения воды Северного Ледовитого океана приобрели свою значимость уже в начале XX века, когда стали осуществляться постоянные проводки кораблей с помощью ледоколов по Северному морскому пути. Чуть позднее такую же значимость с экономической точки зрения приобрела и вторая транспортная нить – Северо-Западный путь, который стал судоходным благодаря процессу таяния ледников в последнее время.

Однако, если в отношении Северного морского пути в мировом сообществе все ясно и споров о его вхождении в территориальные воды Российской Федерации не возникает, то Северо-Западный путь остается предметов жарких дискуссий в мировом сообществе и его судьбу еще предстоит решить.

Вторым вопросом мирового масштаба в отношении вод Северного Ледовитого океана в настоящее время является раздел его шельфа

на зоны влияния государств, граничащих с водами этой акватории.

Шельф (англ. shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением (Приложение 4).

Соперничество за арктический шельф разворачивается между восемью прибрежными государствами региона – США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию.

В Северной Америке – на Аляске, в Канаде и Гренландии благодаря созданию метеорологических и военных радарных станций раннего предупреждения открылись новые рабочие места для многих местных жителей. Строительство и обслуживание этих станций повлекли за собой развитие воздушного и морского сообщения с использованием ледоколов. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.

Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.

Сейчас, когда из-за глобального потепления в Арктике начали таять льды, местные запасы нефти и газа становятся доступнее для добычи. По оценкам ученых, под полярной шапкой может залегать до 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, через Арктику пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Опять же, с учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений, о чем было сказано выше. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше о географии:

Городское и сельское население
Численность городского населения Донецкого региона на 01.01.2009 г. составила 6 091,7 тыс. чел. или 90% (в Донецкой области – 4 072,1 тыс. чел., в Луганской обл. – 2019,6 тыс. чел.); сельского –740,6 тыс. чел. или 10% (в Донецкой обл. – 428,4 чел., в Луганской обл. –312,2 чел.). На рис. 3. приведе ...

Становление сельского хозяйства
За годы колониального господства в сельском хозяйстве Малайи и Северного Калимантана под влиянием деятельности иностранного капитала сложились два основных сектора производства: крупные капиталистические плантационные хозяйства, принадлежавшие иностранным предпринимателям и компаниям, и мелкие хоз ...

Административный состав Ярославской области
Ярославская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа, расположен в центре Европейской части России. Административный центр – город Ярославль . Территория Ярославской области – 36,2 тыс. км². Население Ярославской области на 1 января 2011 год ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru