Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Даже, проработав несколько лет учителем в школе, трудно оставаться в стороне от чего-то нового, не творить, «вариться в собственном соку». Время заставляет идти в ногу, а иногда даже и экспериментировать. Тем не менее каждый учитель должен знать, что определяет характер современного урока? Но каким бы он не был, в первую очередь он для учеников. Поэтому урок должен включать: 1) состав содержания, которое выносится на урок и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания; 2) выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе; 3) выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к обучению в целом и к предмету географии в частности; 4) объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам сообщается в начале урока; 5) создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель.
Таким требованиям отвечают уроки 9,10-х классов по географии.
В 9 классе учащиеся расширяют свои географические знания, знакомятся с отдельными ее ветвями, тем самым накапливают необходимые знания, умения и навыки для работы в 10-ом классе, который является последним в получении знаний по географии.
В теме «Природные ресурсы России» учащиеся знакомятся с классификацией природных ресурсов и узнают, что они различаются и поделены на группы: а) те, которые непосредственно использует человек (в потреблении), т. е. для жизни; б) используемые в производстве материальных благ; в) используемые для отдыха, т. е. рекреационные.
Есть и различия по принципу исчерпаемости; они делятсяна две группы – исчерпаемые и не исчерпаемые; в свою очередь исчерпаемые бывают невозобновимые и возобновимые. Применив такую характеристику, учащиеся должны сделать вывод, что сырье я черной металлургии, т. е. полезные ископаемые – исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Следовательно, при их использовании используются независимо от объемов их потребления, например железные руды много или мало, все равно ее запасы будут только истощатся. Поэтому задача рационального использования в данном случае заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию разработки конкретных месторождений.
Дальнейшее знакомство происходит при изучении металлургического комплекса России, один из уроков посвящен черной металлургии, где знакомятся с составом комплекса, определяют ее значение; выявляют особенности, проблемы.
Что должно остаться в памяти у 9-ти классников к 10-му классу. Во-первых, что является сырьем для черной металлургии; во-вторых, факторы, влияющие на размещение предприятий черной металлургии; в-третьих, типы металлургических предприятий; в-четвертых, головная ее продукция; в-пятых, география черной металлургии России (крупнейшие центры).
При изучении природных ресурсов в 10-омклассе учащиеся выполняют практическую работу по ресурсообеспеченности мира отдельными видами сырья, где собирают данные ресурсов по их запасам и добыче, оформив в виде таблицы. На основе этих данных определить на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, железной руды и обосновывают актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
|
Ресурсы |
Запасы |
Добыча |
РД |
|
Уголь | |||
|
Нефть | |||
|
Железная руда (млн. т) |
63400 |
527 |
Далее необходимо рассмотреть проблему истощения минеральных ресурсов и пути их решения.
Знакомясь с географией промышленности в 10 классе, учащиеся определяют, что отрасль относится к старым.
Разработка урока, посвященная географии отраслей мировой промышленности (черной металлургии).
Больше о географии:
Промышленные центры, узлы, территориально-производственные комплексы
Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях.
В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, раз ...
Железнодорожный транспорт
Западно-Сибирская железная дорога, организована в 1961 году в результате объединения Томской и Омской ж. д. Управление находится в г. Новосибирске. Пролегает в основном по территории Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Граничит с Восточно-Сибирской ж. д. (станци ...
История освоения самого крупного Воркутского угольного месторождения ЦОФ «Печорская»
В первые годы промышленного освоения Воркутского угольного месторождения добыча коксующихся углей велась па «чистых пластах», на выемке которой преобладал ручной труд. Поэтому с шахт отгружался уголь с зольностью, пригородной для выжига кокса. Вопрос об улучшении качества угля становился уже в то ...