Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Станция «Северный полюс»

География » Исследования Центральной Арктики » Станция «Северный полюс»

В начале июля 1935 года для исследования Арктического бассейна от Шпицбергена до Северной Земли из Архангельска, на ледокольном пароходе «Садко» отправилась первая высокоширотная экспедиция. Начальник экспедиции Г. Ушаков. Обогнув с запада Шпицберген вдоль кромки льда, экспедиция исследовала северную часть Гренландского моря, обнаружила здесь тёплую атлантическую воду и открыла часть подводного «порога Нансена» - повышение дна, отделяющее Гренландское море от Арктического бассейна. Описав северо-восточное побережье Шпицбергена от Семи Островов до мыса Ли-Смит, «Садко» прошёл к северному берегу Новой Земли, а оттуда повернул на север. Экспедиция, делая частые промеры глубин, 1 сентября 1935 года открыла небольшой остров (назван именем Ушакова) типа «ледяных шапок» и обнаружила в этом районе «мелководье Садко» - северную часть подводной Центральной Карской возвышенности. К середине сентября, двигаясь на север вдоль кромки льдов, «Садко» достиг 82о 41/ с.ш. – рекордной тогда широты для свободно плавающего судна, затем пересёк с севера на юг Карское море и через Югорский Шар в конце сентября 1935 года вернулся в Архангельск.

Научные данные, полученные в ходе экспедиции, были обширны, но недостаточны. Так как режим льдов северных морей, широко открытых в сторону Арктического бассейна, тесно связан с режимом этого бассейна, то необходимо было подробное изучение метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. В 1937 году было принято решение об организации гидрометеорологической станции на льдине в районе Северного полюса. Для облегчения доставки туда грузов на острове Рудольфа была устроена самолётная база. 21 мая 1937 года самолёт, имевший на борту четырёх участников экспедиции – начальника Ивана Дмитриевича Папанина, радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Фёдорова, благополучно сел на ледяное поле площадью 4 км2 у 89о 26/ с.ш., 78о з.д. Очень скоро выяснилось, что льды дрейфуют в сторону Гренландского моря. Станция «Северный полюс» («СП-1») превратилась в дрейфующую. За 274 дня её существования было пройдено более 2500 километров от полюса до берега Гренландии, причём огромное ледяное поле сократилось до размеров льдины площадью менее 500 м2. 19 февраля 1938 года ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» взяли зимовщиков на борт вместе с приборами.

Экспедицией было установлено, что по пути дрейфа станции никаких земель нет. Изучен рельеф дна на всём протяжении дрейфа. Обнаружено, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу. Были опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района. Изучено движение верхних слоёв воды (толщиной до 200 м) под действием ветра. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных пространствах. Был установлен характер льдов Центральной Арктики и закономерность их движения. Определёна величина магнитного склонения у полюса и по линии дрейфа.

Больше о географии:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru