Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

Исследование рельефа дна

География » Исследования Центральной Арктики » Исследование рельефа дна

Страница 2

В 1954 году на заранее выбранные два ледяных поля с самолётов со всем оборудованием высадились сотрудники сразу двух дрейфующих станций «СП-3» и «СП-4», которые должны были эвакуироваться лишь в случае их выноса из Арктического бассейна. В распоряжении каждой станции имелись вездеход, трактор с бульдозером и вертолёт. С зимовщиками поддерживалась регулярная живая связь: ежемесячно их посещали самолёты, доставлявшие свежие продукты, дополнительное оборудование, снаряжение. Жилые и рабочие помещения размещались в разборных утеплённых передвижных домиках на полозьях.

Станция «СП-3» была высажена на ледяное поле площадью около 5км2 на 86о с.ш., 175о 45/ з.д. Делая зигзаги, льдина медленно, но, в общем, устойчиво продвигалась на север и 25 августа находилась всего лишь в 30 км от полюса. В конце августа, станция пересекла подводный хребет Ломоносова. Ещё до этого момента частыми промерами были обнаружены резкие колебания глубин. При пересечении самого хребта на расстоянии лишь 8 км были отмечены колебания на уровне 1,5-2 тыс. метров. Наименьшая глубина, измеренная на вершине хребта, оказалась немногим более 1000 метров. В ходе промеров выяснилось, что рельеф дна в районе простирания хребта представляет собой подводную «горную страну» с отрогами и отдельными возвышенностями с весьма крутыми склонами.

До конца ноября «СП-3» дрейфовала около полюса, описывая сложные петли, в очередной раз, пересекая хребет Ломоносова. Лёд в районе станции начал ломаться и 24 ноября трещина, расколовшая ледяное поле, разделила лагерь на два неровных участка, которые стали расходиться. Льдина с основной частью лагеря имела площадь около 16 га. Людям, оставшимся на другой, большей льдине, на вертолёте были доставлены припасы и нужные вещи. В начале декабря при 40-градусном морозе под лагерем прошла вторая трещина, быстро расширившаяся. Жилые помещения с помощью трактора пришлось перевозить на другое место. Но льдина продолжала распадаться и через три недели уменьшилась примерно до 5га. К счастью, края старой трещины в это время сошлись. Прорубив в гряде образовавшихся торосов проход, зимовщики за трое суток перебросили весь лагерь на большую часть старого ледового поля.

В середине марта 1955 года трещина снова разделила лагерь на два участка. В течение многих недель, находясь менее чем в 300 км от Гренландии, льдина, становившаяся всё менее надёжной, почти не меняла своего положения. К югу от неё в апреле образовались обширные пространства чистой воды. В связи с этим 20 апреля 1955 года, когда «СП-3» достигла 86ос.ш., 31о 42/ з.д., пройдя за 376 дней 2200 км (по прямой 830 км), её эвакуировали.

Станция «СП-4» была высажена на 75о 48/ с.ш., 175о 25/ з.д. на многолетнее ледяное поле площадью около 4 км2 и толщиной около 2,5 км, с отдельными буграми, достигающими 18 м высоты. Гряда торосов посередине и краям льдины указывали, что она подвергалась сильному сжатию окружающего льда. Лагерь располагался на самом высоком участке ледяного поля, а жилые и рабочие помещения на буграх. И выбор поля, и размещение лагеря оказались удачными. Разумеется, и эта льдина неоднократно разламывалась и к концу дрейфа уменьшилась почти в 10 раз. Однако лагерю никогда не грозила опасность, а летом под строениями на буграх не было талой воды, причинявшей много неприятностей работникам других станций.

Летом полярники находились в районе океана, где льда на поверхности воды оставалось лишь 20-30% . Часто льдину окружала чистая вода, простиравшаяся до горизонта. Персонал «СП-4» работал также в широкой полосе по обе стороны от линии дрейфа, на других льдинах, иногда в 100 км от базы. Доставлялись сотрудники туда на вертолёте, а связь с ними поддерживалась по радио. За год станция прошла более 2600 км, а по прямой линии только 530 км. Важнейшим её океанографическим достижением было исследование подводного полуострова материковой отмели. 20 апреля 1955 года, когда льдина находилась на 80о 53/ с.ш., 175о 50/ з.д., весь коллектив «СП-4» сменили. А 18 апреля 1956 года на той же льдине приступила к работе третья смена зимовщиков. В неспокойных условиях было проведено изучение наименее исследованного сектора океана, ограниченного 86о 33/с.ш. и меридианами 0-85о в.д. Ровно через год станция завершила дрейф, пройдя за три года больше 7000 км. За этот срок тремя группами выполнено более 1400 измерений глубин, что позволило коренным образом изменить карту рельефа дна Северного Ледовитого океана.

Страницы: 1 2 3

Больше о географии:

Межрайонные экономические связи
Из Подольского района вывозят сахар, овощи, фрукты, инструменты, подшипники, минеральные удобрения, продукцию лесохимических предприятий, ткани, строительные материалы, свеклоуборочные комбайны, технологическое оборудование. Ввозят уголь, металлы, лесоматериалы, грузовые и легковые автомобили, авт ...

Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли
Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает: разработку и введение системы мер по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля качества отгружаемых углей, установление стандартов качества по видам потреблен ...

История географической науки
География (в переводе с греческого - “землеописание”) - наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят вглубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru