Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

«Арктика» на Северном полюсе

География » Исследования Центральной Арктики » «Арктика» на Северном полюсе

Попытки прийти на судах через Полярный бассейн предпринимались с 60-х годов XVIII века. Однако заканчивались они неудачей: преодолеть многолетние мощные ледяные поля не смогли на парусные корабли и пароходы, ни дизельные электроходы. Лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики стала реальной. Впрочем, располагать такими гигантами ещё не значит справиться со всеми трудностями и сюрпризами высоких широт. Необходимы достоверные данные о природных условиях этой огромной акватории.

В 1976 году сотрудники Института Арктики и Антарктики, подняли вопрос об организации высокоширотной экспедиции через Полярный бассейн к Северному полюсу на атомном ледоколе. 9 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» отправился в плавание из Мурманска. Обогнув северную оконечность Новой Земли, он двинулся на юго-восток через перемычки дрейфующего разреженного льда, прошёл проливом между островами Арктического Института и островом Свердруп. Далее корабль следовал обычной трассой на восток-северо-восток. 13 августа проник в море Лаптевых через пролив Вилькицкого и за 120о в. д. повернул на северо-северо-восток. Утром 14 августа «Арктика» подошла к границе сплошных льдов и взяла курс прямо на север. На следующий день атомоход начал активное плавание во льдах Арктического бассейна, куда надводные корабли попадали только дрейфуя. Скорость снизилась до 18,5 км/час и по мере увеличения многолетних льдов, формирующихся к северу от побережья Сибири – продолжала падать. Поля с торосами «Арктика» форсировала напролом, продавливая своей массой зеленоватый лёд. На 88-й параллели состоялась первая встреча с очень мощным голубоватым льдом, образующимся у побережья Аляски и Канадского Арктического архипелага, и движение судна резко замедлилось, хотя с помощью вертолёта выбирался наиболее удобный путь по стыкам полей и их обломкам. Утром 17 августа впервые в истории мореплавания надводный корабль, преодолев за трое суток более 1100 км, вышел к полюсу планеты. На полюсе, вклинившись в большой многолетний массив, «Арктика» простояла около 15 часов.

Обратный путь по 45о в. д. был значительно труднее. Уже на следующий день ледокол форсировал огромное монолитное ледяное поле. К вечеру судно наткнулось на ледяной остров. Для преодоления сопротивления арктического «скитальца» ушло семь часов. Затем «Арктика» одержала победу над грядами торосов и утром 19 августа пересекла 88ос.ш. Далее к югу количество тяжёлых льдов стало постепенно уменьшаться – соответственно возросла скорость. За 85ос.ш. ледокол вступил в район битого льда, заполняющего промежутки между ледяными полями. Утром 21 августа, у 79о 48/ с. ш. «Арктика» вышла на чистую воду и взяла курс на Мурманск, прибыв туда вечером следующего дня. На весь путь длиной около 7100 км она затратила 13 суток, около трети этого расстояния пройдя в сплошных льдах.

Плавание атомохода позволило впервые получить достоверные данные о льдах по всему маршруту в высоких широтах и открыло новые перспективы в освоении Арктики.

Практический вывод из похода «Арктики» был сделан очень скоро. В конце мая 1978 года по высокоширотной трассе отправился атомный ледокол «Сибирь» с одним транспортным судном. Обойдя с севера Новую Землю, архипелаг Северная Земля и Новосибирские острова, преодолев льды пяти морей, 13 июня атомоход вывел транспорт на чистую воду в Чукотском море близ мыса Сердце-Камень. Тяжёлые ледовые условия, особенно в Восточно-Сибирском море, компенсируются значительным (на 2100 км) сокращением трассы по сравнению с обычным маршрутом судов по Северному морскому пути.

Больше о географии:

Реки
Крупнейшие реки Балтийского моря – Нева, Нарва, Западная Двина, Нёман, Преголя, Висла, Одер, Вента. Нева́ — река в России, протекающая по территории С. Петербургской области и Санкт-Петербурга, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Длина 74 км, площад ...

Изменение времен года
Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Этот период называется годом. За каждые четыре года из «лишних» 6 часов набирается один день, который присоединяют до февраля (29 февраля); такой год называется високосным. Земля двигается равномерно со скоростью ЗО ...

Речной транспорт
Реки Северного Кавказа многочисленны и разделяются на горные и равнинные. Крупнейшие горные реки: Кубань и Терек. Крупные равнинные реки Дон и Северный Донец используются для грузового судоходства местного значения, а также для международного сообщения. В пределах Ростовской области располагаются ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru