Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Попытки прийти на судах через Полярный бассейн предпринимались с 60-х годов XVIII века. Однако заканчивались они неудачей: преодолеть многолетние мощные ледяные поля не смогли на парусные корабли и пароходы, ни дизельные электроходы. Лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики стала реальной. Впрочем, располагать такими гигантами ещё не значит справиться со всеми трудностями и сюрпризами высоких широт. Необходимы достоверные данные о природных условиях этой огромной акватории.
В 1976 году сотрудники Института Арктики и Антарктики, подняли вопрос об организации высокоширотной экспедиции через Полярный бассейн к Северному полюсу на атомном ледоколе. 9 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» отправился в плавание из Мурманска. Обогнув северную оконечность Новой Земли, он двинулся на юго-восток через перемычки дрейфующего разреженного льда, прошёл проливом между островами Арктического Института и островом Свердруп. Далее корабль следовал обычной трассой на восток-северо-восток. 13 августа проник в море Лаптевых через пролив Вилькицкого и за 120о в. д. повернул на северо-северо-восток. Утром 14 августа «Арктика» подошла к границе сплошных льдов и взяла курс прямо на север. На следующий день атомоход начал активное плавание во льдах Арктического бассейна, куда надводные корабли попадали только дрейфуя. Скорость снизилась до 18,5 км/час и по мере увеличения многолетних льдов, формирующихся к северу от побережья Сибири – продолжала падать. Поля с торосами «Арктика» форсировала напролом, продавливая своей массой зеленоватый лёд. На 88-й параллели состоялась первая встреча с очень мощным голубоватым льдом, образующимся у побережья Аляски и Канадского Арктического архипелага, и движение судна резко замедлилось, хотя с помощью вертолёта выбирался наиболее удобный путь по стыкам полей и их обломкам. Утром 17 августа впервые в истории мореплавания надводный корабль, преодолев за трое суток более 1100 км, вышел к полюсу планеты. На полюсе, вклинившись в большой многолетний массив, «Арктика» простояла около 15 часов.
Обратный путь по 45о в. д. был значительно труднее. Уже на следующий день ледокол форсировал огромное монолитное ледяное поле. К вечеру судно наткнулось на ледяной остров. Для преодоления сопротивления арктического «скитальца» ушло семь часов. Затем «Арктика» одержала победу над грядами торосов и утром 19 августа пересекла 88ос.ш. Далее к югу количество тяжёлых льдов стало постепенно уменьшаться – соответственно возросла скорость. За 85ос.ш. ледокол вступил в район битого льда, заполняющего промежутки между ледяными полями. Утром 21 августа, у 79о 48/ с. ш. «Арктика» вышла на чистую воду и взяла курс на Мурманск, прибыв туда вечером следующего дня. На весь путь длиной около 7100 км она затратила 13 суток, около трети этого расстояния пройдя в сплошных льдах.
Плавание атомохода позволило впервые получить достоверные данные о льдах по всему маршруту в высоких широтах и открыло новые перспективы в освоении Арктики.
Практический вывод из похода «Арктики» был сделан очень скоро. В конце мая 1978 года по высокоширотной трассе отправился атомный ледокол «Сибирь» с одним транспортным судном. Обойдя с севера Новую Землю, архипелаг Северная Земля и Новосибирские острова, преодолев льды пяти морей, 13 июня атомоход вывел транспорт на чистую воду в Чукотском море близ мыса Сердце-Камень. Тяжёлые ледовые условия, особенно в Восточно-Сибирском море, компенсируются значительным (на 2100 км) сокращением трассы по сравнению с обычным маршрутом судов по Северному морскому пути.
Больше о географии:
Общая характеристика масштабов и динамики международной миграции
Помимо изменения факторов международной миграции, при оценке её масштабов и динамики следует обратить внимание на то, что географические сдвиги в направлении международных миграций происходят на фоне их бурного количественного роста, то есть масштаба
. Еще в 1965 г. общая численность международных ...
Природа
Структурные особенности. Японские о-ва образовались на пересечении нескольких островных вулканических дуг, опоясывающих тихоокеанское побережье Азии. Северный остров Хоккайдо находится на пересечении дуги, простирающейся с северо-востока на юго-запад, и крупной дуги меридионального простирания, сл ...
Технологии переработки рыбы
По мере увеличения судовых габаритов, а также в связи с расширением масштабов глубоководного рыболовства в водах мирового океана большое развитие получает и переработка рыбы на борту рыболовных судов. Поскольку полезная площадь на борту судов ограничена в большей степени, чем на расположенных в пр ...