Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Во многих районах Арктики люди появились более 10 тыс. лет назад. Позднее всего были заселены северные районы Канадского Арктического архипелага и Гренландия. Предки американских индейцев мигрировали через Берингов пролив из Азии в Северную Америку еще 20 тыс. лет назад. Однако предки эскимосов, т.н. палеоэскимосы, достигли крайних северных районов всего 4 тыс. лет назад. В Американской Арктике миграции населения происходили преимущественно с запада на восток, в Евразии – чаще всего с юга на север, по долинам крупных рек. [6]
Население Арктики состоит из коренных и пришлых жителей, являющихся носителями разных культурных традиций. Наиболее однородна группа аборигенов, живущих в Американской Арктике. В основном она состоит из эскимосов, или иннуитов (как они себя называют в Канаде и Гренландии). Общая численность эскимосов превышает 100 тыс. человек, включая 1500 человек в Сибири и юго-западной Аляске. Во внутренних районах северной Аляски и западной Канады наряду с эскимосами проживают индейцы дене. Белое население сосредоточено в таких крупных городах к югу от Северного полярного круга, как Уайтхорс (Юкон), Йеллоунайф (Северо-Западные территории), Фэрбанкс и Анкоридж (Аляска) и Готхоб (Нуук) в Гренландии. В канадском Заполярье численность белого населения невелика. Исключение составляет город Инувик (Северо-Западные территории). Представители некоренного населения обычно приезжают на время и работают врачами, медицинскими сестрами, учителями, полицейскими, миссионерами, торговцами, администраторами. На северной Аляске преобладает эскимосское население, однако на нефтяных промыслах занято много приезжих.
На крайнем севере Евразии в составе коренного населения выделяются саамы в северной Скандинавии и Финляндии, ненцы на севере и чукчи на северо-востоке России. В Российской Арктике осело много добровольных и вынужденных иммигрантов, и во многих районах аборигены превратились в национальные меньшинства. В России, как и в Северной Америке, приезжие живут главным образом в промышленных, горнодобывающих или административных центрах (например, в таком крупном городе, как Норильск).
В настоящее время Северный Ледовитый океан приобретает все большее значение в масштабах мировой экономики. Если раньше данная акватория имела значение для мировой экономики только в разрезе возможности использования транспортных путей – Северного морского пути и Северо-Западного прохода, то теперь, в результате развития технического потенциала Северный Ледовитый океан начинает рассматриваться политиками и экономистами как источник углеводородного сырья, что делает эту акваторию предметом самых жарких споров последних нескольких лет между Россией, Норвегией, Исландией, Данией, Канадой, США. Кроме этих государств в борьбу за определенные участки континентального шельфа Северного Ледовитого океана включились и такие, казалось бы далекие от вод океана государства, как Финляндия и Швеция.
Больше о географии:
Земельные (почвенные) ресурсы
Переходя к характеристике земельных (почвенных) ресурсов, которые А.Г.Исаченко называет территориальными ресурсами, мы должны прежде всего отметить, что земля представляет собой своего рода универсальный ресурс, без которого невозможна ни хозяйственная деятельность человека, ни сама его жизнь. Одн ...
Транспорт
Во внутренних перевозках основная роль принадлежит автотранспорту. Общая протяжённость автодорог около 92 тыс. км, в том числе 11 тыс. км с твёрдым, 25,4 тыс. км с гравийным покрытием. Длина железных дорог 9,8 тыс. км; с Севера от Писагуа на Юг до Пуэрто-Монт пролегает железная дорога с большим чи ...
Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана
Одним из важнейших транспортных путей Северного Ледовитого океана с начала XX века стал Северный морской путь (Приложение 2), связывающий российские города Мурманск и Владивосток.
Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода
(так до начала XX века называли Се ...