Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
Начало XIX века ознаменовалось бурным ростом российского мореплавания. Россия стала воистину океанской державой. Несколько кругосветных путешествий, выполненных в начале этого столетия, доказали всему прогрессивному миру о наличии в России современного судостроения и высококвалифицированных морских специалистов. В 1815–1818 гг. по инициативе выдающегося государственного деятеля России, известного мецената в областях литературы, истории и географии Н. П. Румянцева было совершено кругосветное плавания брига «Рюрик» под командованием О. Е. Коцебу. По возвращении корабля в Санкт-Петербург дом организатора экспедиции посетили император России Александр I и морской министр маркиз И. И. де Траверсе. В беседе с ними уже стареющий Н. П. Румянцев сказал: «Научные экспедиции – весьма дорогие предприятия. Но нельзя забывать: то государство сильно, где сильна наука. Сейчас географический мир озабочен двумя вопросами: существует ли пролив на севере между Тихим океаном и Атлантикой и есть ли материк на Южном полюсе? » Александр I спросил: «Не считаете ли вы, что это должна сделать Россия?». На что получил утвердительный ответ Н. П. Румянцева: «В этом случае к вашей славе укротителя Наполеона Бонапарта добавится слава венценосца России – могучей морской державы!». Так в короткой светской беседе была решена судьба организации первой российской антарктической экспедиции, принесшей в дальнейшем России выдающееся географическое открытие. [17]
Честь открыть ледяные склоны Южнополярного материка выпала на долю русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.
Военный моряк Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, плававший в 1803—1806 гг. на шлюпе «Надежда» под командой Крузенштерна, был и 1819 г. назначен начальником антарктической экспедиции на шлюпах «Восток», которым командовал он сам, и «Мирный» под командой Михаила Петровича Лазарева. Основная задача экспедиции была определена морским министерством как чисто научная: «открытия и возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». «Восток» и «Мирный» были совершенно разнотипными судами, различавшимися не только размерами. «Мирный» был удобнее « . как по крепости своей, так вместительности и покою, — писал Лазарев своему приятелю по возвращении из плавания, — один лишь недостаток против «Востока» . был ход. Но для чего посланы были суда, которые всегда должны держаться вместе, а между прочим, такое неравенство в ходе .? Эту загадку представляю» тебе самому отгадать, а я не знаю».
16(4) июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и в декабре достигли Южной Георгии. Два дня моряки производили опись ее юго-западного берега и отрыли небольшой остов — Анненкова (в честь офицера «Мирного»), Взяв затем курс па юго-восток, экспедиция в начале января 1820 г. открыла три небольших вулканических острова (группа Маркиза-де-Траверсе, в честь русского морского министра). Отдельные острова эти получили имена офицеров «Востока» — А. С. Лескова,К. П. Торсона (впоследствии декабрист), И. И. Завадовского.
Двигаясь далее к юго-востоку, суда достигли «Земли Сандвича», открытой Куком. Она оказалась архипелагом, за которым Беллинсгаузен оставил с некоторым изменением старое название — Южные Сандвичевы острова. Русские моряки первые установили их связь с другими островами и скалами Юго-западной Атлантики и первые указали на наличие подводного хребта вулканического происхождения, который простирается почти на 2,5 тыс. км в западной части Атлантического океана между 53 и 60° ю. ш.
«Теперь, очевидно, — пишет мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский — что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгией, Кларковыми камнями, островами Маркиза-де-Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского.
Больше о географии:
Роттерда́м
Расположен при впадении реки Маас. Население 600 тыс. жителей (1999).
Роттердам, расположенный в провинции Южная Голландия (Zuid Holland), является вторым по величине городом в стране Нидерланды (после Амстердама) и ее промышленным сердцем. Европорт (Europoort) Роттердама, обслуживающий каждый го ...
Транспортный комплекс Омской области
Транспортный комплекс Омской области представлен следующими видами транспорта: железнодорожным, трубопроводным, воздушным, внутренним водным, автомобильным и электрическим. Транспортная сеть включает в себя 2,2 тыс. км железнодорожных путей, 12,2 тыс. км автомобильных дорог, 1,6 тыс. км судоходных ...
Природно-ресурсный потенциал
Топливно-энергетическое сырье:
Уголь. Восточный Донбасс – одна из основных угольных баз европейской части России, где добывается около 30 млн. т угля в год. Общая его площадь, полностью находящаяся в Ростовской области, составляет 70 тыс. кв. км., из которых угленосны только 30 кв. км. По геолого ...