Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
На шельфе Карского моря ведется оценка трех крупных газовых месторождений, два из которых (Ленинградское и Русановское) признаны уникальными. Выявлены также два нефтяных месторождения – Салекаптское и Юрхаровское. На сегодняшний день не существует точной оценки экономического потенциала данных месторождений, однако следует заметить, что порядок извлекаемых запасов оценивается в десятки млн. т. Исследование и разработка вышеперечисленных месторождений, а также политика российского государства и крупнейших нефтяных компаний мира в арктическом регионе России будет описана в Главе 3.
Углеводородный потенциал шельфа восточной Арктики практически не изучен. На шельфе моря Лаптевых выделены Лаптевоморская и Анабаро – Хатангская нефтегазоносные области. По последним оценкам прогнозные ресурсы данной области определяются около 8700 млн. т., из них более 70% приходится на нефть.
В Восточно-Сибирском и Чукотском морях выявлено пять нефтегазоносных бассейнов, из них наибольший интерес представляют Новосибирский, Северо-Чукотский и Южно-Чукотский. Прогнозные извлекаемые ресурсы данного региона составляют более 1 млрд. т.у.т. с преобладанием нефти.
В пределах шельфа Берингова моря выделяют три нефтегазоносных бассейна: Анадырский, Хатырский и Наваринский. Потенциальные извлекаемые ресурсы шельфа Берингова моря оцениваются на уровне 1 млрд. т.у.т., однако такая оценка является не точной.
В связи с тем, что на сегодняшний день Россия – это государство с выраженной сырьевой экспортной ориентацией, использование углеводородного потенциала Арктики становится залогом энергобезопасности страны на ближайшее будущее.
Также, оценивая экономический потенциал Арктического региона, необходимо упомянуть о борьбе стран за биологические ресурсы, добываемые в морях Северного Ледовитого Океана. Сегодня здесь производится около 15% общих объемов рыбной продукции России, а для Норвегии и Канады арктические моря – главный источник рыболовного промысла. Глобальное потепление и постоянное повышение цен на продовольствие в связи с ростом населения на Земле делают воды Арктики все более привлекательными для рыбной промышленности. В связи с этим между приарктическими странами начинается гонка не только за углеводородный потенциал арктического шельфа, но и за право освоения биологических ресурсов Арктики.
Итак, описанные выше факторы привлекательности Арктического региона условно можно поделить на 2 основные группы: 1) наличие огромного углеводородного потенциала и 2) биологических ресурсов для рыбного промысла.
Однако немаловажным фактором, побуждающим страны вовлекаться в борьбу за Арктику, является транспортный путь, соединяющий Американский, Европейский и Азиатский континенты. В целом, международное название данного транспортного коридора – Северный морской путь. Иногда его делят на 3 пути:
Северный морской коридор – от российского полярного сектора на запад;
Непосредственно Северный морской путь – самый короткий путь из Европы в Америку;
Северо-Западный морской проход – из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.
Северный морской путь – единая национальная транспортная коммуникация России в Арктике и кратчайший путь из Европы в Азию. Альтернативой Северному морскому пути являются транспортные артерии, проходящие через Панамский и Суэцкий каналы. Так, путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 миль, по Северному морскому пути – вдвое меньше (5767 миль). Также считается, что перевозка грузов из Северо-Восточной Азии в Европу с использованием Северного морского пути на 40% дешевле и вдвое быстрее, чем через Суэцкий и Панамский каналы.
Больше о географии:
Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных
пунктов машиностроения
Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.
Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещают ...
Структура экспорта и импорта
Основные статьи экспорта – компьютеры и комплектующие, интегральные схемы, электрические трансформаторы, ювелирные изделия, готовая одежда, ткани, разнообразная продукция из пластика, олово, плавиковый шпат, цинковая руда, сельскохозяйственная продукция (рис, каучук, тапиока, сорго, кенаф, джут), ...
Географическое положение
Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Территория города на 2010 год составляет 1081 км², что делает его самым мале ...