Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир в системе размещения производительных сил

Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...

История нефтяной промышленности

География » История нефтяной промышленности » История нефтяной промышленности

Страница 4

В 1823 году при консультации Д.И. Менделеева строится около Ярославля первый в мире завод по получению смазочных масел из мазута. В 1890 году В.Г. Шухов предложил способ расщепления сложных углеводородов мазута и получения светлых нефтепродуктов. Этот способ получил название «термический крекинг» (английское слово «крекинг» - расщепление) и успешно применяется до настоящего времени. Приведенные выше примеры показывают, что нефтяная промышленность развивалась не только за счет увеличения объема добычи нефти, но и за счет более полной ее переработки. Около ста лет бензин оставался опасным и ненужным продуктом нефтепереработки. Но изобретение двигателя внутреннего сгорания русским изобретателем Огнеславом (Игнатием) Костовичем в 1879 году положило начало промышленному использованию бензина. Г-н Форд построил первые автомобили с карбюраторными двигателями на бензине. Если в 1886 году в мире было четыре автомобиля, то в 1910 году их число возросло до 10 миллионов. Спрос на бензин значительно возрос.

Увеличение спроса на бензин, масла, мазут, керосин способствовало увеличению добычи нефти. С развитием добычи нефти и ее переработки старые способы транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов стали непригодны. Уже в 1872 году мастерские Московско-Нижегородской железной дороги изготовили первые железнодорожные нефтеналивные вагоны-цистерны, которые начали эксплуатироваться на железнодорожной ветке Баку-Балаханы.

Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 году первыми в нефтеналивном флоте были парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 году был построен первый в мире танкер - теплоход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн. В это же время сооружаются первые две металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму.

В.Г. Шухов применил созданную им теорию работы балки на упругом основании к постройке железных нефтеналивных барж. По его разработкам построены классические конструкции металлических плавающих гигантов - нефтеналивных барж длиной 170 м, грузоподъемностью 18 тысяч тонн. К 1909 году по Волге плавало более 16 тысяч наливных судов общей грузоподъемностью около 3,5 млн. тонн. Утечки и потери нефти и нефтепродуктов, составлявшие при перевозках в бочках 7-10%, сократились до 2%, а стоимость перевозок нефти снизилась в 10 раз.

В нефтяной промышленности слабым местом была доставка нефти в бочках с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев высказал мысль о целесообразности перекачки нефти по трубам, а в 1879 году В.Г. Шухов, как уже отмечалось, спроектировал и построил первый в России нефтепровод с Балаханинского нефтепромысла на нефтеперегонные заводы длиной 10 км, по заказу братьев Нобель.

Уже к 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе достигла 96 километров, а в 1895 - 317 километров.

В это же время строятся первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивными устройствами и т.д. Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный металлический резервуар был построен по проекту В.Г. Шухова в 1878 году. Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегонных заводов до порта Батуми на Черном море был введен в эксплуатацию в 1907 году. Этот керосинопровод был построен из труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кавказе: Майкоп-Туапсе (128 км), Грозный-Махачкала (162 км). Общая протяженность трубопроводов для перекачки нефти к 1917 году составляла 1147 км. Началом отечественной нефтяной промышленности, как уже выше было сказано, являлся Бакинский нефтяной район, поэтому и основное развитие нефтяного транспорта и нефтебазового хозяйства было в этом районе. Нефть транспортировалась по великой русской водной магистрали: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система- Нева. В этом районе располагались основные нефтяные базы, снабжавшие большую часть страны нефтью и нефтепродуктами. Следует отметить большой вклад в развитие нефтяной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше о географии:

Достопримечательности
Айя-София Айя-София (Церковь Святой Мудрости) - бывшая Восточная Православная Церковь, превращенная в мечеть, в наши дни известная как Музей Айя-София, расположенный в турецком городе Стамбуле. Эта церковь признана одним из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры, который иногд ...

Экологические проблемы
В последние годы Ярославская область достигла немалых успехов в борьбе с отходами, получаемыми, как в ходе жизнедеятельности человека, так и в результате работы учреждений и предприятий региона. Но, несмотря на планомерную и непрерывную работу Правительства, Департамента охраны окружающей среды и ...

Развитие газовой промышленности
За последние полвека система газоснабжения прошла несколько фаз развития. В бывшем СССР она представляла собой общесоюзный народнохозяйственный комплекс. Поскольку и после распада СССР это накладывает заметный отпечаток на функционирование ЕСГ России, целесообразно рассмотреть основные этапы ее ст ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.ritele.ru